Коррекция локальных жировых отложений методом криолиполиза
Е.Федякова, кандидат медицинских наук, врач-дерматовенеролог, косметолог
Л.Коган, врач-дерматовенеролог, косметолог, главный врач клиники,
О.Шептий, врач-дерматовенеролог, член Американского общества лазерной медицины и хирургии ASLMS,
Клиника «Бьюти-Тренд», Москва, Россия
Реферат
Криолиполиз – метод неинвазивного воздействия на локальные жировые отложения холодом. В его основе – уменьшение объема жировой ткани при гипотермии за счет сокращения общего количества адипоцитов путем апоптоза без повреждения клеток эпидермиса и дермы, сосудистой, нервной и мышечной тканей.
1. ВВЕДЕНИЕ
Локальные жировые отложения (ЛЖО) – серьезная эстетическая проблема для пациентов и врачей. На сегодняшний день существует множество методов коррекции ЛЖО – от инъекционного липолиза до лазерной липосакции, ультразвуковой и механической, – каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Неинвазивные методы порой недостаточно эффективны, а инвазивные вмешательства чреваты длительным периодом реабилитации. Кроме того, при проведении любой разновидности хирургической липосакции всегда существует риск инфицирования, рубцевания, неравномерного распределения жира, кровотечений и др. Поэтому сегодня назрела серьезная необходимость в методе, который мог бы при небольшой травме и без серьезных местных и общих нежелательных явлений давать выраженный и устойчивый клинический результат. Криолиполиз – принципиально новый способ воздействия на жировую ткань – является именно таким методом.
2. История исследований
Первые исследования, посвященные изучению влияния холода на жировую ткань, относятся к 1966 году и описывают процессы, протекающие в подкожно-жировой клетчатке в ходе развития холодового панникулита у детей [7]. В течение нескольких десятилетий исследования была выявлена постепенная гибель части популяции адипоцитов в подкожно-жировой клетчатке в ответ на продолжительное холодовое воздействие [3,4,6]. Постепенная гибель адипоцитов приводит к уменьшению объема жировой ткани и не сопровождается повреждением клеток эпидермиса, дермы, сосудистой, нервной и мышечных тканей.
Сейчас известно, что гибель адипоцитов при определенной степени и длительности охлаждения происходит не за счет некроза, а за счет апоптоза [1,2,5]. Процесс апоптоза, или программируемой клеточной гибели адипоцитов, запускается и протекает постепенно. Отсутствует массивное образование в жировой ткани продуктов клеточной деструкции. Нет ни повышенной нагрузки на макрофагальную систему, ни выраженной воспалительной реакции. Именно в этом и заключается принципиальное и выгодное отличие криолиполиза от других методов липолиза.
3. Криолиполиз: механизм воздействия на жировую ткань
Снижение температуры тканей человеческого тела приводит к уменьшению эффективности всех механизмов поддержания их гомеостаза. В зависимости от продолжительности гипотермии, интенсивности отвода тепла и способности клеток адаптироваться к условиям пониженной температуры их судьба может быть различной. Устойчивое и существенное снижение температуры приводит к некрозу основной массы клеток вследствие энергетического коллапса, обусловленного снижением АТФ фактически до нуля. Умеренная, слабая и непродолжительная гипотермия у большинства клеток будет сопровождаться переходом в состояние энергетической недостаточности (пониженное производство АТФ митохондриями), в зависимости от устойчивости которого клетка может или перейти к запрограммированной гибели (апоптозу), или адаптироваться, начать восстанавливать уровень АТФ и выжить.
Парадоксальной особенностью клеток жировой ткани является высокое содержание в них субстратов энергетического метаболизма и низкая эффективность их использования для синтеза АТФ. Ориентированный на липогенез и липолиз адипоцит не нуждается в больших энергетических затратах для осуществления этих процессов.
В интактных адипоцитах основной объем клетки занят жировыми включениями, и лишь небольшая ее часть приходится на ядро, митохондрии и свободную цитоплазму. В тканях и клетках с высокими энергетическими затратами (мышечная, нервная, почечная) образующиеся в ходе липолиза жирные кислоты и глицерин в процессе энергетического обмена претерпевают дальнейшее расщепление за пределами адипоцита. Эта особенность строения и функционирования адипоцитов и определяет повышенную чувствительность жировой ткани к понижению температуры.
Чтобы добиться апоптоза адипоцитов, надо охладить жировую ткань до температуры, которая, с одной стороны, не приведет к их некрозу, а с другой – позволит клеткам сосудистой, мышечной, нервной и других тканей адаптироваться к условиям гипотермии и выжить.
4. Криолиполиз: механизм воздействия на жировую ткань, материалы и методы
Цель исследования – оценка изменений в состоянии локальных жировых отложений у пациентов после проведения процедуры криолиполиза.
Группа наблюдения. Под нашим наблюдением находилось 32 пациента в возрасте от 18 до 58 лет, из них 21 женщина и 11 мужчин. До проведения процедуры криолиполиза все они уже применяли в прошлом различные методы липодеструкции и их комбинации с целью уменьшения локальных жировых отложений: курс ручного моделирующего массажа (15 пациентов), гидромассажа (5), LPG (6), мезотерапии (9), лазер-ассоциированную липосакцию (2), стандартную липосакцию (5).
Критерии включения: наличие локальных жировых отложений в области живота, боковых участков талии, спины, коленей с толщиной жировой складки в исследуемых областях не менее 2,5 и не более 6 см.
Критерии исключения: ожирение (индекс Кетле > 30), преобладание внутреннего жира в области живота, слишком плотная текстура жировой ткани (невозможность поместить в аппликатор), холодовая аллергия, грыжи в области воздействия (пупочная, в области белой линии живота), декомпенсированные формы сахарного диабета, нарушение целостности кожных покровов в зоне воздействия, беременность и лактация, неадекватные ожидания.
Ход лечения:
До процедуры у всех пациентов оценивали массу тела, толщину кожно-жировой складки в зонах воздействия на строго определенном уровне (калипер-циркулем с площадью контактных поверхностей 90мм2 и постоянным давлением браншей 10г/мм², точность измерения 0,1мм) и проводили стандартизированное фотографирование.
Все пациенты получили один курс процедур на аппарате ZeltiqТМ (США), в работе которого реализован принцип криолиполиза.
Были использованы 2 аппликатора: 6.2 – в области боковых участков талии, спины, над коленями и 6.3 – в области живота. За один сеанс проводилась обработка двух зон. В общей сложности за один курс процедур в течение 1–5 дней обрабатывали от 2 до 10 зон. Производили обработку следующих проблемных участков: области живота (2 зоны) – у 18 женщин и 6 мужчин, области боковых участков талии (2зоны) – у 12 женщин и 11 мужчин, области спины (2 зоны) – у 9 женщин, области коленей (2 зоны) – у 3 женщин.
После определения зоны воздействия на кожу наносили специальный гелевый коврик, обеспечивающий плотное прилегание аппликатора, накладывали аппликатор и включали охлаждение. Во время процедуры криолиполиза аппарат непрерывно меняет давление вакуума, что позволяет не допустить длительного пережатия кровеносных сосудов и предотвращает развитие ишемического повреждения ткани. Режим обработки: cooling intensity factor (CIF) – 41,6, время экспозиции – 1час. В течение первых 7–10 минут процедуры все пациенты в месте контакта аппликатора чувствовали умеренный холод, затем они переставали его замечать.
После проведения процедур пациентам рекомендовали в течение всего контрольного периода воздержаться от резких прибавок в весе и использования других методов липолиза.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты оценивали через 3 месяца. Во время контрольного осмотра выполняли те же измерения, что и перед процедурой, и производили повторное стандартизированное фотографирование. Было отмечено, что после однократной процедуры криолиполиза у пациентов в зонах обработки произошло уменьшение толщины жировой складки в среднем на 22–25%, что клинически выразилось в улучшении контуров тела в этих зонах (табл.1).
Табл.1.Результаты процедуры криолиполиза, p≤0,01
Толщина жировой складки |
Мужчины (n=11) |
Женщины (n=21) |
||
до процедуры: |
после процедуры: |
до процедуры: |
после процедуры: |
|
Живот |
4,4±0,5 |
3,7±0,9 |
5,9±1,2 |
4,8±0,6 |
Боковые участки талии |
5,3±1,2 |
3,9±1,1 |
5,5±0,8 |
4,4±0,7 |
Спина |
5,4±1,3 |
4,1±0,7 |
Процедура криолиполиза хорошо переносилась всеми пациентами. Во время процедуры в течение первых 7–10 мин все они ощущали чувство покалывания, жжения. В дальнейшем в ходе проведения процедуры никаких дискомфортных ощущений не было. Из побочных эффектов отмечались синяки (17 случаев), легкое онемение в зоне воздействия в течение 1–2 недель (32 случая), сильная локальная боль на 3 день после процедуры в области живота (в течение 3 дней, купировалась приемом кетанова) – один случай.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Через 3 месяца после проведенного курса процедур криолиполиза у пациентов отмечалось уменьшение толщины жировой складки в среднем на 22-25%. Все обследуемые были удовлетворены достигнутым результатом, отмечали комфортность метода, 12 пациентов планируют повторить процедуры. Это позволяет рекомендовать метод криолиполиза в качестве эффективного неинвазивного и безопасного способа уменьшения нежелательных локальных жировых отложений.
ЛИТЕРАТУРА
- Rotman H. Cold panniculitis in children: adiponecrosis e fngore of Haxthausen. Arch Dermatol 1966; 94: 720-721.
- Klein KB, Zelickson B, Riopelle JG, et al. Noninvasive cryolipolysis for subcutaneous fat reduction does not affect serum lipid levels or liver function tests. Lasers Surg Med 2009;41(10):785–790.
- Manstein D, Laubach H, Watanabe K, Farinelli W, Zurakowski D, Anderson RR. Selective cryolysis: a novel method of non-invasive fat removal. Lasers Surg Med, 2008;40(9):595–604.
- Epstein EH, Oren ME. Popsicle panniculitis. N Engl J Med, 1970;282(17):966–967.
- Coleman SR, Sachdeva K, Egbert BM, Preciado J, Allison J. Clinical efficacy of noninvasive cryolipolysis and its effects on peripheral nerves. Aesthetic Plast Surg, 2009;33(4):482–488.
- Avram MM, Harry RS. Cryolipolysis for subcutaneous fat layer reduction. Lasers Surg Med, 2009;41(10):703–708.
- Nelson AA, Wasserman D, Avram MM. Cryolipolysis for reduction of excess adipose tissue. SeminCutan Med Surg, 2009;28(4):244–249.